Живая сила творчества

Хотелось бы заметить, что М. Батчаеву не понадобилось в этом произведении никаких экзотических эффектов, сугубо «горских одежд» и ухищрений, чтобы с первых же фраз придать необходимый тон, чтобы рассказать о жизни национальной, чтобы полно передать переживания, которые настигли ещё неопытную в жизни душу юного карачаевца, или создать в другой повести яркие, запоминающиеся образы людей из аула Кумыш, родины писателя («Аул Кумыш»), или рассказать о могучем, несгибаемом человеческом духе («Серебряный дед»).

Вместе с тем, М. Батчаеву всегда удавалось ориентировать мысли читающего на то, что кем бы ни был герой по национальности, он человек с чувствами, присущими всему роду человеческому. Такие герои, как Хохалай, Даут и Хаджи-Даут, бабушка Агаз и Айдамбул, Шамда и Мурат и многие другие, которые, по сути, и являются полномочными представителями аула Кумыш, а заодно и всего Карачая — это герои нашего времени, те рядовые, на которых земля держится, со своими недостатками, но больше замечательными человеческими качествами, естественно охраняющие вековечные нравственные ценности народа и устремлённые в будущее, твёрдо стоящие на земле, не пасынки жизни.
Если острота читательского восприятия «Элии» обусловлена воздействием предельно обнажённых глубоких переживаний её центрального героя, преломляясь в которых предстаёт и осознаётся окружающая действительность, то в других сочинениях поставленная писателем цель широкого отображения народной жизни также привела к своеобразным композиционным решениям, иным методам художественной работы. Так, например, «Аул Кумыш» — это произведение, как бы состоящее из отдельных новелл, закончено и целостно, благодаря единой интонации, создающей твёрдую сюжетную линию устремлённости автора к показу духовной сути народа, образам, которые и воссоздают картины нравов не только жителей данного  населённого пункта, но, через них, и всех карачаевцев.
Вряд ли ещё в каком своём произведении использовал Мусса Батчаев в таком множестве притчи из народной жизни, пословицы и прибаутки, вряд ли в каком другом произведении национальной литературы они так органично вплелись в ткань созданного писателем полотна.
В этом же порядке можно перечислить и лучшие рассказы писателя, среди которых такие произведения, как «Серебряный дед», «Когда осуждают предки», «По закону жизни», вызвавшие в своё время немало удовлетворённых восклицаний или пересудов, так как в годы опубликования они нарушили своим появлением определённые запреты, не вписываясь в апробированные в тот период формы и утверждённые каноны. Писателя одно время и «били» за это, обвиняя в искажениях советской действительности.
Это было в конце 60-х годов, когда появились первые книги Муссы Батчаева на родном и русском языках, и когда он был сразу замечен, такое было и в 70-х, когда он был уже членом Союза писателей, известным на Северном Кавказе, с интересом воспринятым всесоюзным читателем.
Проблема создания полноценного образа современника, героя нашего времени, до сих пор остаётся острой в карачаевской литературе. Она, конечно, стоит не только перед карачаевскими писателями, но и перед писателями других народов, эта проблема всегда актуальна для всей литературы. Жизнь не стоит на месте, она требует новых произведений, новых подходов, нового осмысления.
В произведениях М. Батчаева очень много хороших людей, в них сказано столько хорошего о людях, ощущается столько веры в их душевную чистоту, в их доброту, разум, что и читателя они мощно призывают к совершенству, нравственному росту.
В повести «Аул Кумыш» нет, например, отрицательных типов, кроме сатирической фигуры «борца с пережитками прошлого» товарища Текеева и двух-трёх эпизодических героев. Но уместно отметить, что и они изображены не чёрными красками, а через показ их характеров, проявленной ими хитрости, алчности, или антиобщественных поступков, причём всё время ощутимы читателем тонкий юмор автора, его ироничность или трезвый взгляд на события, позволяющие создавать правдивую картину жизни.
…В горское село приехала на работу молодая красивая медсестра Ирма. В неё влюблены многие местные парни, любит её первым глубоким, трепетным чувством и центральный герой рассказа «Когда осуждают предки», от имени которого идёт повествование. Девушка отвечает ему взаимностью, но предрассудки становятся на их пути к счастью. Его родная, горячо любимая бабушка, пользующаяся в их семье непререкаемым авторитетом, непреклонна в решимости сохранить свой очаг «чистым».
- Сын моего сына! - сказала она протяжно.- Слышала я, точно так, как ты слышишь сейчас своими ушами, что шайтан обратил твой взгляд и душу на русскую девушку. Глазами можно на всех смотреть, но сердцем смотреть на женщину мужчине нельзя, если он не собирается ввести ее в дом. А если ты собираешься сделать ее нашей снохой, то подумай, смогу ли я качать на коленях твоего сына, рожденного женщиной другой веры?!

 
{jcomments}