Живая сила творчества

Пересказывать содержание художественных произведений – дело неблагодарное – общение с ними должно быть личным, но, всё же, памятуя об этом, разумеется, нелишне сегодня на некоторых остановиться подробнее, сообща ещё раз вспомнить не только основные вехи жизненного и творческого пути Муссы Батчаева, но и попытаться разобраться, выделить, увидеть то особенное, отличное, что делает написанное им непреходящей ценностью для читателей всех возрастов, начиная от самого юного и кончая, как говорится, познавшими мудрость жизни, выразим своё отношение.


Название «Элия» несёт двоякий смысл. Это слово в переводе с карачаевского означает «молния». В повести это имя лошади, вокруг которой разворачиваются основные события. Чистопородная красавица-лошадь, беспредельно любимая её хозяином, становится отрадой как детского, так и взрослого населения аула. Гордый от сознания, что лично укротил крутой нрав Элии, подчинил её своей человеческой воле, разъезжает на ней двенадцатилетний мальчик, от имени которого ведется всё повествование. Он с отцом когда-то спас Элию от матёрого волка, а затем они вместе выходили её, что также стоило им немалых трудов. И вот теперь, когда молодой лошадью восхищается и стар и млад, руководство села и района требует отказа от неё, так как в личном подсобном хозяйстве колхозникам не разрешено содержать тягловый скот.
Тщетно пытается доказать хозяин Элии, что он не держит лошадь в корыстных целях, что её все сельчане используют для мелких нужд, как, например, пригнать заблудившуюся скотину с гор, куда на машине не проехать и невозможно пройти пешком... В конце концов вместе со своей лошадью уходит её хозяин из села, строит шалаш невдалеке от одной из колхозных ферм и поселяется там. Тогда подключаются к борьбе за ликвидацию лошади его родные, жена и шурин. Последний, прикинувшись больным, говорит своему зятю, что излечить его тяжелую болезнь может лишь молодая конина. А так как во всей округе такого мяса не достать, хозяин, следуя старинным обычаям гостеприимства и уважения к родственникам жены, решается зарезать Элию.
Это его трагедия. С детских лет он был горячо привязан к лошадям, они были его любовью и славой, он всегда был первым на различных конно-спортивных состязаниях. И вот теперь своею рукой, даже подозревая, что брат его жены Чубур его обманывает, притворившись больным, он обрывает жизнь Элии. Не посчитался он ни с собственными желаниями, ни со своим маленьким сыном, рыдавшим у него на руке и умолявшим оставить лошадь жить.
Вот здесь, пожалуй, проявляется и другой смысл слова «элия» — молния, ударившая по душам двух людей, отца и сына, и если не испепелившая их вовсе, то намного опустошившая и преобразившая их. В произведении остро ставятся актуальные нравственные проблемы времени не только о взаимоотношениях человека с природой, где казённое отношение, беспардонность первого уже привели к нарушению экологического равновесия, невосполнимым потерям, а, главное, не отрывная от предыдущего, проблема сохранения и развития в человеке живой его души, ставшей венцом природы, но так неумело, так никчемно, по мелкому себя растрачивающей. В повести «Элия» нет ни одного героя, не понесшего нравственных потерь, не удалось никому сохранить душу незапятнанной. Тот двенадцатилетний мальчик, которому после убийства Элии, отец сказал: «Когда вырастешь, всё поймёшь, всё простишь», — вырос, и действительно всё понял, всё простил. То, на что маленький мальчик смотрел как на преступление, ему, взрослому, представляется в порядке вещей. Иль он погорячился тогда, посчитав, что жена (его мачеха) предала мужа, Чубур обманул отца, отец из ложных, по его представлению, побуждений зарезал Элию, тем самым предав и себя, и его, своего сына, считавшего отца самым добрым и мужественным человеком на свете?.. Нет, тогда оборвались важнейшие струны души этого мальчика, наложившие отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Его теперешние муки — не ностальгия по детству. Центральный герой повести естественно принимает и взрослую жизнь, так же естественно соглашаясь с её правом на свои особые законы. И хотя это так, и считая, что отец был прав, он всё же с неизбывной горечью оглядывается в своё прошлое: «Но только почему и теперь, через столько лет, не может оставаться для меня светлым и тихим тот мой час, тот мой миг, когда оживает вдруг память и я вижу, как, не чуя под собой земли, мчится по заснеженным улицам тонконогая белая лошадь?! И почему она направляет свой стремительный бег не ко мне, а уносится прочь от меня, всё дальше и дальше, пока не исчезнет, и я ей могу сказать только «прощай», как говорят детству или первой любви?!»  (Конец цитаты.)
Я думаю о том, почему знакомство с этой повестью не ложится камнем на сердце? Не потому ли, что и мы, читатели, и все люди на земле привыкли к неизбежным нравственным потерям на крутых дорогах жизни, приноровились отказываться при необходимости от прежних детских своих представлений о хорошем и плохом, отказались от прежнего своего максимализма и непосредственности, ибо, как говорит автор повести «Элия», вступили совсем в другую жизнь, где иные представления о дозволенном и недопустимом, иные измерения добра и зла. В сущности, об этом повесть «Элия».

 
{jcomments}